в начало о театре репертуар афиша фестивали труппа новости контакты

ссылки

юбилей Бориса Азарова

(19.08.2005)

  

Каждый человек шагает по жизни, совершая ошибки. Мечется в кругу своей двойственности, разгадывая загадки внутреннего "я" и не находит ответа. А творческому человеку все эти качества присущи вдвойне. Перевороты внутреннего мира, подстать терзаниям "датского принца", где с каждым шагом возникают все новые и новые философские вопросы.

                В творческом поиске, с терзаниями и загадками, с вопросами и ответами уже много лет живет Борис Азаров заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель и директор Крымского театра кукол, отмечающий в этом году свой 65-летний юбилей. Он человек серьезный, но с добродушной детской улыбкой, мудрый, но пускающийся в авантюрные путешествия с сумасшедшей актерской братией, терпеливый, но "метающий молнии", как истинный Громовержец сотворенного им мира Крымского театра кукол.
Борис Азаров появился в театре 46 лет назад в 1959г. простым работником сцены. В те годы Крымская столица практически не имела кукольников-профессионалов, чаще всего это были драматические актеры, осваивающие технику куклы. Многие, кто попадал в театр, начинали работать монтировщиком, потом осветителем, потом, как зачастую случается в театральной жизни, вместо заболевшего актера брали в руки куклу и успешно сдавали актерский экзамен. Такой путь прошел в театре и Борис Азаров. Став актером без театрального образования, он решил учиться - успешно закончил Симферопольское культпросветучилище, а после Краснодарский институт культуры. "Моим главным учителем стал Виктор Николаевич Пальчиковский, именно он определил мою профессию режиссера, хотя до этого я был уверен, что мое призвание - актер". Но даже если бы Азаров оставался всего лишь актером, он не смог бы "сидеть на месте", не смог бы остановить фантазию - все равно нашел бы волшебный ключик от Крымского театра кукол. 

  
В 1978г. Борис Азаров стал художественным руководителем и постепенно, осваивая механизм театра, режиссер приручил профессию, а спустя несколько лет провел поистине революцию в Крымском театре кукол. 
В его спектаклях преобладают красочность и эксцентричность, чувствуется праздничное восприятие мира, а иногда - всепоглощающая атмосфера доброты, мудрой и снисходительной иронии. Режиссерские творческие поиски рождают жанровое многообразие репертуара, в каждом спектакле раскрывается внутренний мир сложной и всеобъемлющей натуры Бориса Азарова. Например, в период постановки "Снежной королевы" Г.-Х. Андерсена, у Азарова появляется на свет второй внук. Чувство любви к новорожденному человеку передается в теплом и добром спектакле, оберегающим семью и проповедующим религиозность. За эту постановку режиссер получил первую Премию им. В. Аносова КРНСТД в номинации "За лучшую режиссерскую работу 2003 года". "Снежная королева" стала зеркалом, отражающим азаровский мир, спрятанный за строгой должностью "художественного руководителя".
Личность режиссера, как любого творческого человека, многообразна и изменчива. Есть Азаров полный мечтаний о новом театре и новых спектаклях, а есть Азаров, отстраняющийся от всех, держащий дистанцию строгого директора. Но хочется сказать, что, несмотря на серьезность, он с легкостью, идет на авантюрный творческий риск и помогает в осуществлении экспериментальных проектов молодежи. Например, к открытию I международного фестиваля театров кукол в Крыму в 2000г. Азаров разрешил артистке Оксане Дмитриевой превратить фойе театра в музей инсталляций и графики, а в 2004г. впервые отпраздновать Международный День кукольника в Крыму, устроив в театре настоящий перформанс. 
Борис Азаров всю свою творческую жизнь не оставлял надежду вернуть в театр кукол его исторического зрителя. Ведь в древние времена кукольные представления разыгрывались на площадях и ярмарках для увеселения именно взрослых, а не только детей, поэтому попытка заманить в театр кукол взрослого зрителя проявлялась во многих спектаклях режиссера. Это "Арлекин, или слуга трех господ" (Х.Юрковский), где Азаров впервые в практике Крымского театра кукол обратился к марионеткам, "Петрушка и Ко" (В.Куренкова, Б.Азаров) с элементами традиционно-ярмарочного представления, спектакль "Бык, Осел и Звезда" (М.Бартенев, А.Усачев) о рождении Христа, увиденное глазами животных. Год назад Борис Азаров принял творческую заявку артистки О. Дмитриевой на постановку спектакля для взрослых "Балаганчик" по пьесе А. Блока и новый спектакль в 2004г. открыл творческую лабораторию театров кукол в Крыму. По окончанию такого можно скакать мини-фестиваля Борис Азаров признался, что на сегодняшний день в творческом росте театра надеется на молодое поколение и с удовольствием поможет им в новых начинаниях, потому что в их работе он видит рождение нового языка современного театра кукол.
Плодотворная деятельность режиссера подарила много нового и интересного Крымскому театру кукол. Участвуя в международных фестивалях, ощущая все разнообразие и оригинальность искусства играющих кукол, Азаров пытался показать его многогранность крымскому зрителю. Идею пригласить из Киева известного режиссера Сергея Ефремова для постановки первого в Крыму "Украинского вертепа" и соединить спектакль с пением камерного хора "Таврический благовест" высшие инстанции Крыма приняли одобрительно и решили профинансировать гастроли традиционного народного представления по крымским городам, с целью пропаганды национальных украинских традиций и культуры. Решение приняли, а профинансировать акцию так и не смогли. Азаров вспоминает, что это довольно грустный пример в его практике, но все же не останавливается и задумывает новые проекты, потому что не боится искать, пробовать и рисковать. "Мы стараемся, - говорит Азаров, - не повторяться в теме, жанре спектакля. Обращаемся к разным системам кукол, с которыми по-новому раскрываются актеры. Наше творческое кредо - постоянный поиск". Но в поиске режиссер не забывает традиции крымского театра, родившегося из игровых спектаклей, которые показывала ребятам детского сада воспитатель Мария Шуринова - основатель Крымского театра кукол. 
Спектакли в постановке Азарова живут не только в Крыму, но во многих театрах Украины, России и ближнего зарубежья. Например, в Румынии "Арлекин, или слуга трех господ" (Х.Юрковский), в Словакии "Булька" (Д.Хевьер), "Окно и Лошадь" (И.Мольнар), а в Польше - чеховская "Каштанка". Многие работы режиссера принимают участие на международных фестивалях, где становятся призерами и дипломантами, помогают маленьким зрителям понять интересный и непростой язык театра кукол. 
Борис Азаров любит и оберегает свой театр, именно в период его творческой деятельности Крымский театр кукол достиг новых творческих высот, актерского роста и многообразия жанровых возможностей. Но оберегает не только театр, а еще людей в нем живущих, чувствуя ответственность за тех, кого приручил. В 2003 г., когда Министерство Культуры Крыма сокращало заработную плату актерам-кукольникам до уровня простого чернорабочего, Азаров, не побоявшись, организовал акцию протеста: двое актеров в накидках палачей, на которых смело было написано "министерство культуры" и "министерство финансов", с факелами в руках сожгли перед театром бумажную Куклу, и тогда Министерство Культуры взглянуло на кукольников другими глазами.
Сейчас театр не располагает большими денежными средствами и государство не финансирует новые постановки, но Борис Азаров находит возможность приглашать в театр "чужих" режиссеров, заботясь о том, чтобы на сцене Крымского театра кукол появлялись спектакли разных стилей, почерков. Несколько лет Азаров тесно сотрудничает с талантливым тандемом - С. Брижанем и М. Николаевым, которые подарили крымскому зрителю удивительные спектакли "Ивасик-Телесик" (укр. нар. сказка), "Хомячок и Северный Ветер" (Х. Паукш), "Волшебное оружие Кендзо" (М. Супонин). В театре есть спектакли в постановке известных миру кукольников В. Гусарова "Машенька и Медведь" (В. Швембергер) и С. Ефремова "Украинский вертеп" по традиционным народным текстам, а так же не менее талантливой молодежи С. Забродина ("Серебряное копытце" П. Бажов) и О. Дмитриевой ("Балаганчик" А. Блок, "Крапинка" А. Шмидт). 
Борис Азаров дорожит дружбой с зарубежными театрами, приглашает их на фестивали театров кукол в Крыму и представляет свои спектакли на международных фестивалях. Дипломантами стали спектакли Крымского театра кукол в постановке Бориса Азарова: "Петрушка и Ко" (Б Азаров), "Бык, Осел и Звезда" (М.Бартенев, А.Усачев), "Снежная Королева" (Г.Х.Андерсен). В прошлом году спектакль "Сказка-Цепочка" (Й.Рачек) принимал участие в первом международном фестивале театров кукол под названием "Чаепитие в Мытищах" (Россия), а в июне этого года гастролирует в г.Слупске (Польша), по приглашению польских коллег.
Что ж, наверное, сложно управлять театром, пусть даже маленьким, кукольным… Но несомненно приятно, когда, люди связанные с искусством, говорят, что в Симферополе только в Крымском театре кукол - в театре Азарова не боятся пробовать и рисковать, а значит идти со временем, а значит творить чудеса… и для режиссера - это самый дорогой подарок к юбилею!..

Дарья Ярошенко
театровед



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)



Крымский театр кукол – один из старейших театров кукол Украины. Первым директором и художественным руководителем была Мария Константиновна Шуринова. Она писала пьесы, выполняла работу художника и бутафора, вела учет всей деятельности. Официально считается, что Крымский театр кукол создан в 1939г., но как это часто бывает, благодаря энтузиастам куклы появились в Крыму задолго до этого события. В начале 1934г. воспитательница детского сада М.К.Шуринова впервые выучила с детьми стихотворение с помощью веселого Петрушки, которого сделала своими руками. Вскоре ее инициативу поддержали другие воспитатели – М.Ф.Руденко и Т.А.Синани. Втроем они стали создавать полуимпровизированные кукольные спектакли. В 1935г. М.К.Шуринова поехала в Москву на курсы кукловодов, которые вела Н.Я.Симонович-Ефимова, эстетика, взгляды, методы работы которой легли в фундамент будущего Крымского театра кукол. По возвращении она организовала самодеятельный кукольный театр, очень быстро завоевавший популярность у зрителей. В 1938 году Совет Народных Комиссаров Крымской АССР издал постановление об организации в г. Симферополе при ТЮЗЕ детского передвижного кукольного театра. М.К. Шуринова все заботы о своем детище взяла на себя: писала пьесы, была художником и бутафором. Новорожденный передвижной кукольный театр много работал над созданием спектаклей-игр и эту традицию сохранил до наших дней. Наступил 1941 год – Великая Отечественная война. По приказу Наркомпроса 18 августа театр прекратил работу. Сотрудники были возвращены в детские сады и детские дома для эвакуации детей. Однако так случилось, что большая часть труппы осталась в оккупированном Симферополе. Приказы о возвращении всех на рабочие места следовали один за другим, начались массовые расстрелы и отправка трудоспособного населения в Германию. В декабре 1942 года кукольники были вынуждены явиться в городскую управу и приступить к работе по обслуживанию детей. В конце марта 1944 года, когда советские войска вплотную подошли к Крыму, из комендатуры пришел приказ сыграть спектакль для поддержки немецких солдат. Однако это представление не состоялось – артисты скрылись, благодаря двум немецким коллегам-актерам, избавивших собратьев от неприятностей. После освобождения Симферополя Мария Федоровна Руденко обратилась в Наркомпрос с просьбой о возобновлении работы театра кукол. И на следующий день, 16 апреля 1944 года передвижной детский театр поступил в ведение Управления по делам искусств и получил статус – Крымский государственный театр кукол. Это произошло благодаря тому, что был сформирован репертуар из 16 спектаклей для детей. Первым директором стационарного театра была назначена М.Ф.Руденко, а художественным руководителем – М.К. Шуринова.